Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.
Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:
— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…
Мы же знали эту пару песенок «на зубок» к следующему занятию.
Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.
А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.
Кстати! Вы слыхали когда-нибудь о том, что память — тренируема? И это, действительно, так!
Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже — дело совершенно обычное.
Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых, полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.
Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том, как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.
Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.
А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.
Содержание статьи
Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это «Мороз и солнце, день чудесный…». Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.
А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 % такого стиха состоит из слов и выражений, значение которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…
Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.
А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!
Что за чем, да почему.
Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это — нарисовать!
Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.
Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой — один рисунок : одно четверостишие
Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.
Возьмём, например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.
И разберём первые пару строк:
Кто на свете самый-самый?
Кто почти красивей мамы?
И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):
Что тут сразу хочу заметить.
На всякий случай, разъясню немного по порядку.
Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».
Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке 🙂
Можно свет рисовать по-разному, правда? У меня свет получился такой. Меньше вероятность перепутать. С миром, землёй и т.п.
Ну кто тут самый-самый? Всем вроде бы ясно? Лень было два раза рисовать. Потому подписали внизу двоечку.
Знак вопроса для красоты. Ребёнку точно не нужен. Только запутается.
Дальше – это опять «Кто». Да-да!
Почти бывает разное. Бывает такое, что многие его не замечают. И думают, что всё хорошо. Сделал!
А вот такое почти – оно хорошо заметно.
Это, если что, — человечек. Он перепрыгнул овраг… Почти 🙂
Ну и дальше не будем, давайте, особо разбираться. Итак всё ясно.
Красивей – извечный вопрос, кто красивей – Светка или Ленка. Или та тётя в телевизоре.
А маму проще всего изобразить с малышом. Однозначный идентификатор, как мне кажется.
Ну и собственно – даёте ребёнку картинку. Он пару раз рассказывает по ней. Убираете картинку. Картинка остаётся у него в голове. И дальше – всё хорошо. Проверено.
Что касается длинных стихов (опять же, есть вроде бы пример в большой статье) – тут стоит рисовать не отдельные слова, а смысловые куски. То есть те, что рисуются.
Одним словом, главное, чтобы при соединении картинок – стих получился.
— И как же это выучить?! –
с грустью вздохнёте вы, сломав язык при попытке прочтения заданного.
Элементарно!
Вот, например.
Метод этот, скажу сразу, чудной! И требует проявления бурной фантазии. Так уж повелось у людей — чем чуднее, тем лучше запоминают.
Если вы уверены, что таковой у вас не имеется, рекомендую сразу переходить к пункту два. Он с этой точки зрения попроще. Правда, кому-то из вас придётся порисовать.
Суть первого же метода заключается вот в чём:
К каждому слову, или фразе, или какой угодно другой смысловой единице стихотворения, придумывается яркая, по возможности чудная ассоциация.
При этом все эти ассоциации должны быть последовательно связаны! Ведь последовательность необходимо тоже запомнить.
Приведу пример.
Так вот мы со старшей дочкой в срочном порядке(пока ехали в автобусе на занятие) выучили эту последовательность:
«Аквата,
Андрина,
Ариста,
Атина,
Аделла,
Аллана
И Ариэль»
Весь остальной текст был достаточно простым для запоминания, но это…
А мы и не думали отчаиваться!
Мы просто быстренько придумали историю-ассоциацию.
Такую:
Вода(АК(ВА) пролилась на вату (ВАТА).
Пришли Андрей(АНДР)и Ирина(ИНА).
Они были артисты(АРИСТА) (можно ещё добавить «без театра=без Т»,чтобы запомнить, что имя получается вычитанием буквы т из артиста),
И говорят: «А тина (АТИНА) где?!»
А им отвечают: — А (А) её делают (ДЕЛЛА)
Алла и Анна (АЛАНА).
Такая вот чудная история повторяется пару раз и — готово! Чтобы запомнилось лучше, весьма желательно подключить воображение.
Поясню. Придумывая рассказ его нужно сразу же представить визуально. В красках.
Например:
Вот на опушке солнечного леса, на по яркому зелёном мху тут и там совершенно нелепыми пятнами разложена вата. Вот он лежит. И тут раз – в воздухе появляется стакан с водой, он пару раз наклоняется и выплёскивает воду на вату.
Вот выходят на эту же опушку (тоже совершенно не к месту, а это и хорошо — ярко. Значит, — запомнится лучше) Андрей и Ирина. Я, к примеру, представляю себе их в клоунском трико. Такое не забудешь…
Что они там делают? Ну конечно! Ищут свой потерянный театр!
Для этого им нужна тина. Ей хорошо пометки делать типа «тут мы уже были»
Вот они не видят тины потому и спрашивают:
— А тина где?!
А им ёжики из-под ёлки виноватым голосом:
— А делают её! Алла и Анна! У них спросите! (ежам стыдно! Это они всю тину съели).
Ну как? Запомнили? То-то и оно.
Ну а теперь для тех, кому не хочется читать большую статью про запоминание, — немного повторюсь о том, как ещё можно выучить стих. Это для тех, чья обстановка располагает к рисованию.
На этом всё. Надеюсь, теперь вам понятно, как быстро и легко выучить стих наизусть с ребёнком.
Так что — удачи! О результатах — пишите! Буду рада узнать!
4 Comments
Спасибо за ваш труд! Мне очень понравились ваши стихи. игры. В этой статье я все же не поняла символа «самый — самый». Это что — конфеты? Как объяснить ребенку? В остальном все просто чудесно!
Лариса, рада что понравилось! Да, это — конфеты. Тут имеется в виду — самая большая конфета 🙂 — наша ассоциация с «самый-самый»
Какая чушь!
Спасибо большое , Ольга, за волшебный пинок!
Поменяла структуру статьи. На первое место поставила метод пиктограмм. Действительно, ставить в начало чудной и не всем подвластный метод визуализации было неправильно. Надеюсь, теперь всем будет понятно.