На первый взгляд таблица Пифагора большая и непонятная. Посмотришь на неё и разводишь руками – как это всё запомнить?!
Не надо паники! Стоит для начала внимательно её рассмотреть.
Ведь вся хитрость таблицы Пифагора в том, что на ней хорошо заметны закономерности!
Именно поэтому с ней таблицу умножения получается запомнить легко и быстро.
Вот их-то, в основном, мы и будем запоминать.
А для начала нам эти закономерности надо найти.
Кстати, возможно уже сейчас вам захотелось
Здесь вы найдёте заполненную таблицу, такую как на картинках в этой статье.
Это таблица пустая большая
А это – две поменьше на один лист
Итак.
Смотрим внимательно. Что мы тут видим? Вообще-то, каждый из вас имеет полное право увидеть свои закономерности. От этого даже лучше запомнится.
Я же с вами здесь поделюсь тем, что заметили мы с дочкой Мариной.
При внимательном рассмотрении, оказывается, что нижняя половинка таблички, если её сложить по малиновой диагонали, зеркально отражает верхнюю.
Почему так? Догадались? Верно – потому что
2 х 5 = 5 х 2
Ну а
8 х 7 = 7 х 8
А это означает, что нам надо выучить только половину таблицы. Уже в два раза легче!
Смотрим дальше
Что такое умножение на два? Ну конечно – взять число два раза
2 х 2 = 2 + 2
8 х 8 = 8 + 8
Надеюсь прибавить в уме число к самому себе тут каждый сможет?
Повторите несколько раз в уме, сколько будет от 2 до 9 умножить на два.
Готово! Умножение на два мы выучили
Тут особо никаких секретов нет. Просто умножение на три это ещё раз прибавить к числу, умноженному на два его же.
То есть 2 х 3 = 4 + 2, а 6 х 3 = 12 + 6 и т.д.
Ну а для умножения на четыре – нужно сложить результат умножения на два сам с собой.
2 х 4 = 4 + 4, а 6 х 4 = 12 + 12
Одним словом – для умножения на три и четыре надо бы уметь быстро вспоминать умножение на два.
Здесь я вам уже очень советую нарисовать много пустых таблиц Пифагора и постепенно их заполнять. Те ячейки, которые уже знаешь – как.
Переходим к умножению на пять. Почему на пять? Потому что про пять есть хитрость.
Итак. Посмотрите на столбик умножения на пять. Видите что у нас там?
Да. У нас там или круглое число (то, что заканчивается на ноль), или с пятёркой на конце. Каждое последующее число больше предыдущего на пять.
А теперь вот какой ещё мы с Мариной обнаружили фокус:
Если умножаем пять на чётное число – результат круглый. Если на нечётное – результат с пятёркой на конце.
Плюс ещё один секрет – для чётных чисел, чтобы получить первую цифру, нужно разделить число на два.
То есть:
Если нам нужно умножить 6 на 5. Что мы делаем:
Первое – шесть четное, значит на конце – нолик.
Второе – 6 разделить на два – 3. Значит вначале – три!
Значит, 6 на 5 будет 30!
Ну и, конечно же, запомните, что пятью пять – двадцать пять! Это же просто песня какая-то!
Теперь, когда мы уже знаем умножение на 2, 3, 4, и 5, совершенно точно пора заполнить нашу табличку и посмотреть – сколько ещё осталось выучить?
Да! Заполняйте не только столбики 2,3, 4, 5, но и строчки 2, 3, 4, и 5.
Ну, что видите? Учить-то уже почти и нечего!
Тут есть какая-то хитрость с костяшками пальцев. Я её, увы, не помню.
Мы с умножением на 9 поступаем так:
Надеюсь, все тут знают, что 2 х 10 это 20, 3 х 10 это 30, а 8 х 10 это 80 ?
Отлично?
Так вот, умножение на девять, это ведь умножение на 10 минус число.
То есть:
2 х 9 это у нас 20 – 2 = 18
А
5 х 9 это – 50 – 5 = 45.
И не забывайте, что мы вообще-то с вами уже изучили умножение на два и на пять и на три.
Снова заполните все квадратики таблицы Пифагора. Те, что вам уже известны.
Видите сколько осталось?
А это можно и выучить, правда?
Впрочем, думаю, и здесь можно найти какие-то закономерности.
Например, если уж совсем не учится, можно вспомнить какие-то ближайшие выученные квадратики и добавлять к ним нужное число.
Например:
Возьмём умножение на шесть.
И тут у нас, кстати, ещё одна песенка: шестью шесть – тридцать шесть! Запомнили?
Далее…
Вообще-то до пяти мы уже всё знаем. Ну, а если вдруг забыли, сколько будет 6 на 4?
Вспоминаем так: 6 х 5 = 30 (это ну очень легко вспомнить) . Значит, 6х4 это у нас – 30 – 6 = 24
Дальше у нас идёт… 6х6. «Шесть на шесть – тридцать шесть! Совершенно верно!»
Ага. Значит, 6 х 7 у нас… Это будет 36 + 6 = 42!
Вот и закончились все наши секреты, которые мне удалось припомнить.
Легко вам и интересно выучить таблицу умножения!
Учите с нами, заходите почаще!
2 Comments
Табличный процессор MICROSOFT EXCEL.
Практическое задание. Создание простейших таблиц и диаграмм.