Можно ли с уверенностью говорить «У меня жадный ребёнок!»? И что же делать, если ребёнок – жадина? Как научить делиться? И, казалось бы, — за что же тут можно похвалить?
Интересные вопросы? Мне пришлось ими недавно озадачиться, поскольку моя младшенькая, достигнув года и восьми где-то месяцев из лояльной и уступчивой барышни превратилась внезапно в жуткую жадину и вредину.
И если раньше Маша с удивлением взирала на других малышей, «зажимающих» свои игрушки и устраивающих из этого громкий скандал, то теперь обнаружилось, что Маша умеет так же, если не громче.
Жадность не давала ей спокойно гулять на площадке, ведь только отвернёшься, сразу кто-нибудь завладеет твоей машиной или самокатом. Планы посещения горки или качелей тотчас рушатся, и приходится бедной Маше, отобравшей своё имущество обратно, снова и снова кататься на законно принадлежащем ей транспорте. От этого прогулка становилась хмурой и однообразной, что не нравилось никому, включая саму Машу.
Что же делать, как же быть? Лично мне первое, что приходит в голову при виде своего вот ещё недавно весьма милого и симпатичного чада, яростно вырывающего у других малышей что-то из рук и истерически вопящего, это сказать укоризненно:
-Фу, какая Маша жадина! Как не стыдно! Нехорошо жадничать! Надо делиться!
И, наверное, такая моя реакция не удивительна. Как мне кажется, так поступают со своими малышами многие на площадке, да и в детской художественной литературе достаточно часто встречается именно такая метода воздействия на жадин.
В литературе, конечно же, с жадинами от такого обращения происходят целительные метаморфозы. В жизни же, обнаружилось, что такая «фишка» не работает. Мало того, — вызывает обратную реакцию.
От постоянных обвинений в свой адрес, малыш с каждым разом становится всё более хмурым и категоричным в своём решении отобрать у всех всё своё, а по возможности ещё и чужое. Посему, в конце концов, пришлось признать, что такие методы нам не годятся. Дело было за малым — изобрести другие методы.
Тут стоит сделать небольшое отступление. Давненько мне известен такой вот простой секрет: пытаясь чего-то сделать, достичь, добиться, создать, изучить и тому подобное, не стоит себя бранить за то, что не успел, не понял, не осилил и не достиг. Простаки категорически не рекомендуется.
Да-да! Хотя традиционно самобичевание в рядах наших сограждан чаще всего приветствуется, осмелюсь утверждать, опираясь на опыт, предложенный многочисленной литературой, и мой собственный, — самобичевание в разы тормозит процесс. Забирает ваши мозговые и временные ресурсы.
— А что же тогда делать? — напрашивается вопрос.
Хвалить! Хвалить себя очень искренне за то, возможно небольшое, что удалось. Для многих это не привычно. Для кого-то очень непривычно. Но как только удаётся перебороть в себе эту непривычку и неловкость, любое дело для Вас становится праздником. Процесс обретает небывалую легкость и прогресс на лицо!
И хотя, признаюсь, не всегда мне вспоминается в нужный момент эта премудрость, я всячески стараюсь её использовать во всём, потому как результат её использования меня радует.
Итак, — к чему было это отступление? К тому, что подумала я тогда примерить этот секрет и к нашему случаю с жадностью. Ведь получалось, что не то я делала — ругала.
— А надо хвалить! — вспомнила я и в следующий раз, когда Маша начала отбирать свою любимую машинку на площадке, я собралась с мыслями, набралась терпения и заявила неожиданное.
-Что ты, Маша! — сказала я уверенным голосом, — Ты же добрая девочка! Ты же всегда разрешаешь свои игрушки брать и на машинке кататься!
От этого утверждения на лице у Маши возникло весьма серьёзное замешательство. Она даже прекратила яростное «отбирательство», но и машинку не отпустила. А я продолжала.
— Маша очень хорошая девочка! Жадничать не любит! Всегда делится с другими ребятами. А ребята ей дают свои игрушки играть. И на самокате кататься. И на велобеге…
Долго я так говорила, а Маша пребывала в неком подобии ступора. И признаться, дело уже дошло до того, что я готова была сдаться и перейти к обычным обвинениям в жадности, как свершилось чудо! Маша уверенно покивала головой в знак согласия с тем, что она любит делиться и, заявив решительное «да!», отдала машинку и с умиротворенным видом побежала на карусели. Первая победа была одержана.
В следующие пару раз я поступила также, но уговаривать пришлось меньше. А теперь, как правило, уговаривать и не приходится. Маша твердо решила, что она добрая девочка и любит делиться и потому больше не жадничает, а сразу кивает, разрешая воспользоваться её собственностью, и говорит «да!». И со спокойной душой идёт заниматься всякими интересностями, предлагаемыми площадкой. И теперь её не отвлекает от игры то, что она видит другого малыша на своей машинке.
Итак, я надеюсь, мой испытанный на практике метод поможет и Вам победить такую детскую неприятность как жадность. Главное поверьте — это работает. И наберитесь терпения. к тому же, скорее всего, в большом количестве оно Вам не потребуется. Всего ничего — один раз.
Единственное, на что, пожалуй, ещё обращу внимание. Я старалась в своих тирадах восславляющих лояльность моего карапуза, не употреблять словосочетаний таких как «не жадная», «не жадина» и т.п.. Известно, что человеческий мозг плохо воспринимает «не». До него доходит остаточное «жадная», «жадина».
Удачи Вам в практическом применении нашего ответа на такие вопросы, как: «что делать, если ребёнок жадничает?» и «как научить ребёнка делиться». Попробуйте похвалить!
Результатами, мнениями и идеями этот счёт делитесь в комментариях к статье! Там же можно поделиться с друзьями, поставить лайк и подписаться на наши новости.
С любовью. Ирина Рослова