Сегодня у нас в гостях удивительный человек, писательница, член Союза Писателей России, педагог, автор многочисленных детских обучающих и художественных книг — Татьяна Рик.
Добрый день, Татьяна!
ТР — Добрый день!
— Когда изучаешь вашу биографию, очень быстро становится понятно, насколько вы сильный духом, целеустремлённый и энергичный человек. Из биографии же следует, что качества эти привиты вам ещё с детских лет. Сразу же возникает вопрос: кто были ваши родители? Ведь это, наверняка, они наградили Вас столь неуёмной любовью к жизни и движению по ней вперёд?
ТР — Родители мои по профессии инженеры. Мама — Рик Елена Михайловна, папа — Рик Геннадий Вильгельмович. Конечно, в меня немало вложили, особенно мама — она очень много со мной занималась, пока я была маленькая. Учила читать рано, лет с четырёх, сама мне читала, придумывала для меня всякие игры и чудеса. Например, когда мне было полтора года, родители всю ночь рисовали для меня на ватмане ёжиков, которые лепят снеговика — срисовывали с импортной открытки. Это придумала, конечно, мама — это в неё я такая выдумщица, а рисовал папа — у него это хорошо получалось — так что способности к рисованию у меня от папы. Утром я, как мне потом рассказывали, подошла, показывала пальчиком, долго рассматривала, радовалась. И родители радовались.
Кстати, об этом и о многом другом, что связано с семьей и родителями, я написала в коротеньких повестях «Чур, Володька — мой жених!», «Красавица Насто и Гаврош» и «Рикки-Тикки-Таня» (получивших 3 место в престижном литературном конкурсе «Книгуру», 5 сезон). Сейчас пишу ещё одну повесть такого плана. Надеюсь, что скоро получится книжка. А недавно из типографии вышла моя новая книжка, тоже о семье — «Черепаший дом». Вот она
А неуёмная жажда жизни, мне кажется, у меня от природы. Не думаю, что это можно как-то привить. Кроме того, когда человек приобретает инвалидность в молодом возрасте, и есть ограничения в передвижении, жить хочется особенно жадно. И добиваться поставленных целей тоже.
– Вы из тех немногих людей, которые в детском возрасте окончательно определились с призванием.
Многие дети в детстве мечтают стать писателем или иллюстратором. А ещё — учителем, воспитателем, космонавтом, моделью… Только потом большинство их них почему-то становятся инженерами, юристами, политиками, спортсменами. Кем угодно, только не воплощением своей детской мечты.
Как Вам удалось в круговерти детских фантазий узреть именно то, что было действительно вашим? Кто помог не сбиться с пути?
ТР — Ну моделью стать я не мечтала. Когда я была маленькая, все мечтали стать космонавтами и лётчиками, а про моделей как-то речи не было. Это не самая была популярная профессия в СССР. Моделью и фотомоделью я стала в прошлом году, в 47 лет. И для меня это — ещё одна высота, ещё одна вершина, которую я покорила. Это очень прикольно, хотя, скажу вам честно — выйти на подиум — на коляске, когда тебе давно не 20, когда ты несколько толще принятых стандартов и когда тебе не очень нравится то, что на тебя надели перед самым выходом — это нелёгкое испытание. Но я вышла и прошла. И рада, что я это сделала — преодолела себя.
Лётчиком и космонавтом я мечтала стать до 5 лет. Но ведь не стала же! Иллюстратором я очень хотела стать — много училась, много трудилась в художественной школе. Во взрослом возрасте работала в газете художником. Но я не могу сказать, что я классный художник. Всё-таки я в первую очередь писатель и преподаватель. Не хватает на всё сил и времени. Так что рисую я по остаточному принципу.
Мне не кажется, что так много детей мечтают стать иллюстраторами. А кто мечтает, тот, думаю, добивается. Всё-таки это хоть и трудно, но реально.
А вот политиками и спортсменами становятся те, кто именно к этому и стремится. Стать профессиональным спортсменом — это всё детство провести в спортзале и на сборах. Когда ни сил, ни времени нет ни на что другое. Чтобы стать политиком, тоже нужно головой стену прошибать. Инженером и юристом сделаться тоже не так-то просто. Даже поступить в институт. Я это точно знаю. Так что не думаю, что все вокруг отказываются от детской мечты.
А у меня это были не малышовые фантазии. Это была уверенность и решимость. Кто помог не сбиться с пути? Внутренний компас и Господь Бог, который провёл к моей мечте кратчайшей дорогой. Училась-то я на учителя русского языка и литературы. Кстати, об этом не мечтала, но всю жизнь этим занимаюсь. Ну и книги пишу тоже. Образования мне хватает, к счастью.
— Во время учебы в школе обычной вы посещали ещё и художественную школу. Как по вашему, пригодились ли вам какие-то знания и навыки, полученные там?
ТР — Ну конечно! А как бы я без этого книги иллюстрировала? Кстати, не только свои, но и несколько чужих.
— Куда и чему вы посоветовали бы пойти учиться современным детям, мечтающим о карьере художника? Сейчас очень много школ, кружков, секций и, не совсем понятно, где можно научиться рисовать и – что же такое хорошо на самом деле.
ТР — Я поступила в Московскую детскую художественную школу №1 на Пречистенке (тогда эта улица называлась Кропоткинская). Готовилась, ездила на просмотры, сдавала экзамены. Училась там с огромным удовольствием. А до того — ездила в ИЗО-студию в дом пионеров нашего района. Хороший путь, по-моему.
– Вы иллюстрируете книги. Можете раскрыть несколько секретов настоящих иллюстраторов? Что должен знать и уметь настоящий иллюстратор, чтобы его работы попали в настоящие книги?
ТР — Как-то я на этом месте задумалась, настоящий ли я иллюстратор. Я ведь не получила высшего художественного образования. Я делаю авторскую книгу. Это когда автор и пишет и рисует сам. В таких случаях к иллюстрациям требования не такие высокие. А секреты? Уметь работать с текстом, проникнуть в дух книги, в то, какими героев представлял себе автор. Есть ещё представление о ритме книги, о «воздухе» в ней, об уместности того или иного стиля… Но этим нужно заниматься профессионально, учиться этому специально. Просто так — взял и нарисовал — это не совсем то, что нужно.
– В самом популярном интернет-источнике информации обо всём и обо всех написано, что параллельно с поступлением в институт МПГУ сразу после школы вы параллельно получили право преподавания этики и психологии семейных отношений и рисования. К тому же вы преподавали русский язык и литературу. Как такое возможно, поделитесь, пожалуйста? Разве для преподавания не нужно специальное образование?
ТР — Нужно, разумеется, я его и получила. Всё в том же нашем институте (тогда он назывался МГПИ им. Ленина). Я проучилась 6 лет на филологическом факультете (переводилась с вечернего отделения на дневное с потерей года, поэтому 6 лет, а не 5, но об этом ни минуты не жалею). Право преподавания рисования у нас в вузе можно было получить, закончив ФОП — факультет общественных профессий. Там 3 или 4 года — не помню — нужно было заниматься рисунком, живописью, композицией и историей искусств — после основных занятий, несколько раз в неделю. И с этикой и психологией — примерно так же. Это тоже был ФОП, только часов обучения там было поменьше. В то время ввели в школах такой предмет — «этика и психология семейных отношений». Не было факультетов, где готовили преподавателей, но организовали лекции для желающих. Я ходила. Вообще всю жизнь очень интересуюсь психологией. Много знаю. Но предмет этот так и не преподавала. А потом его отменили.
— Одновременно с учебой в институте вы много ещё чем занимались: работали ночной няней, вожатой, вели кружок ИЗО. Какие мотивы у вас были для столь бурной деятельности? Необходимость заработать или что-нибудь ещё?
ТР — Необходимость заработать тоже была делом не последним. У нас в семье было трое детей (считая меня). Я была старшая. Я два года училась на вечернем отделении, работала лаборанткой и зарабатывала 80 рублей (это были не очень большие, но вполне сносные деньги). А когда переводилась на дневное отделение, не могла никак сдать латынь, поскольку у нас на вечернем её не преподавали, и я не знала, как подступиться к этому незнакомому сложному предмету. И осталась я поэтому без стипендии. И — вообще без денег. А родители уже привыкли к моей финансовой независимости, они, по-моему, не заметили, что у меня денег совсем больше нет. Давали мне понемножку на обеды, но обычно этого надолго не хватало, даже если экономить. И бывало очень голодно. А просить чаще и больше я не хотела.
Но, конечно, это была не единственная причина того, что я постоянно работала. Мне хотелось яркой и интересной жизни. И я её себе организовывала. Получала бесценный опыт и внутреннюю социальную зрелость.
– В Википедии о вас сказано ещё и так: «автор собственной методики». Что это за методика такая? Могли бы вы нам вкратце рассказать о ней?
ТР — Мою методику хорошо представляют себе те, кто читал мои весёлые учебники по русскому языку «Здравствуйте, Имя Существительное!», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Привет, Причастие!», «Как живёшь, Наречие?», «Как дела, Деепричастие?», «Чудеса в 5 «А». Русский язык в играх» и методичку для учителя «Игры на уроках русского языка. 5 класс». Если в двух словах, то русский язык подаётся там через игру, дидактическую сказку, придумку, с учётом возрастной психологии ребёнка, а потом и младшего подростка. Части речи — это персонажи. Существительное — волшебник, который превращается в разные ПРЕДМЕТЫ, художница Имя Прилагательное их раскрашивает, и у них появляются ПРИЗНАКИ. Дядюшка Глагол всё время что-то ДЕЛАЕТ, поэтому у него несколько рук и ног — чтобы всё успеть. (Я сегодня сама себя чувствую таким Глаголом! 🙂 ) Про другие части речи — тоже есть, сейчас рассказывать не буду — хранюю интригу. Найдите эти книжки и прочитайте сами. В них много объяснений сложных правил через сказку, через диалоги, есть мнемонические приёмы для запоминания трудных правил. Много картинок — здесь мне было важно, чтобы картинка служила запоминанию, усвоению материала, поэтому я сама всё это рисовала. Может, это и не суперское рисование, зато я вложила в него то, что мне было нужно методически. Первые из этих книг были написаны в 1993 году, уже выросло поколение детей, читавших их в детстве. Ко мне иногда подходят мужчины с бородой и говорят: «Я в детстве так любил ваши книги!» Очень много писем приходит с благодарностями. От родителей, учителей, от детей, сегодняшних и выросших. Так что эта методика себя оправдала. Она даёт ребёнку возможность понять и полюбить русский язык как школьный предмет.
Есть ещё книжки по арифметике. «Задачник для Зюмзюмки» (первый раз эта книжка вышла под названием «Сказочный задачник») и «Устный счёт в страшилках и смешилках» (эта книга должна была называться «Красная рука — великий педагог»). Моё ноу-хау в том, что там сюжет состоит из задачек. Обе весёлые и милые.
И была ещё серия «Детская Вселенная» — для малышей. Развитие речи и сведения об окружающем мире. Там было строгое ограничение от издательства по объему, поэтому там совсем мало сюжета, так что некоторым родителям эти книги показались скучноватыми. Но они были адресованы детям от 2 лет, и задача была — написать максимально просто. И у этих книг, которых давно нет в продаже, есть свои почитатели, которые звонят и пишут и спрашивают, где найти. Приезжают подросшие дети, которые тоже говорят, что в раннем детстве эти книги были любимыми. Рисовала их не я, а прекрасная художница Диана Лапшина.
— Я знаю, вы даёте уроки по скайпу. Уточните, пожалуйста, чему и кого вы учите?
ТР- Я много лет преподавала русский язык, в том числе и как репетитор. Сейчас я решила отойти от узкого преподавания именно русского, даже и в занимательной форме. Я объявила об открытии своей школы «Творческий огонь». Я беру детей от 7 лет и до бесконечности.
Рассказываю ученикам о самых разных областях нашей жизни: о писателях, о художниках, о природе. Маленькие любят — о животных. Знаете, сколько, оказывается, интересных животных, о которых мы никогда не слышали?! Это страшно интересно!
Мне самой интересно, поэтому и детям интересно со мной. Мы говорим и об отношениях в детском коллективе и вообще — между людьми, обсуждаем книжки. Я рассказываю что-то из истории СССР. Сейчас многие дети не знают, кто такие были Ленин или Сталин, что такое революция и гражданская война. И про Великую Отечественную тоже рассказываю. Иногда рассказываю о том, что ребёнку нужно по программе, если просят. Например, у меня есть девочка, она на семейном обучении. Ей по программе было нужно круговорот воды в природе — изучили. Ещё и мультики классные об этом в сети нашли. Сейчас она самоцветными камнями увлеклась. Я в них тоже разбираюсь. Заодно и Бажова почитали.
В моих уроках много импровизации, полёта, заинтересованного общения, которое я стараюсь подобрать своё для каждого ребёнка в зависимости от возраста и интересов. Со старшими говорим о том, как писать стихи и прозу, если это нужно. Много детей — из-за границы. Люди живут в других странах, но хотят сохранить язык у детей.
– Как попасть на ваши уроки?
ТР — Связаться со мной через социальные сети.
– Вашему перу принадлежит множество книг. Насколько я понимаю, самые популярные их них, это книги, обучающие русскому языку, литературе, арифметике, окружающему миру… Мы же вас хорошо знаем по вашим сказкам. Они настолько волшебные, что невозможно остаться взрослым, когда их читаешь. На все ваши изданные книги имеется множество прекрасных отзывов от благодарных читателей. Все, кому удалось прочесть ваши художественные произведения, довольны. А вот найти все эти книжки в продаже, к сожалению, трудновато. Можете ли вы это как-то объяснить или, быть может, дать совет своим читателям, где можно найти ваши сказки, рассказы и стихи для детей в бумажной книге?
ТР — Обращайтесь ко мне, у меня есть ещё остатки старого тиража книги «Сказки и пьесы для семьи и детского сада». Вообще некоторые мои сказки выходили ещё книжками «Летающий ботинок», «Бал для Вьюжки и Метельки» и в сборниках.
Издатели почему-то не очень охотно издают мои сказки, хотя они сейчас вошли в шорт-лист конкурса «Новая детская книга» (это десять лучших рукописей из трёх тысяч конкурсантов) и сказочную повесть, в которую я свои отдельные сказки объединила, вошла в лонг-лист конкурса «Новая детская сказка».
Сказка «У меня в голове ромашки». Читает автор Татьяна Рик. Канал «Читалкин»
В общем, ваши, Ирина, слова да издателям в уши!
– Вы пишете, изобретаете, преподаёте, участвуете в огромном количестве общественных мероприятий. Вы заслужили приз зрительских симпатий на конкурсе красоты «Мисс Независимость 2012», обучались в МИТРО…
Вы – член общественного совета по делам родителей с инвалидностью, призёр многих конкурсов совершенно различных направлений. В частности, сейчас, я знаю, вы участвуете в конкурсе телеведущих.
Когда смотришь на вас и ваши отношения с жизнью, сразу становится ясно, что, вас никак нельзя назвать человеком с ограниченными возможностями. Скорее хочется назвать вас человеком с возможностями безграничными.
Как вам удаётся делать столько всего, что недоступно многим людям с абсолютными физическими возможностями по причине нехватки времени?
ТР — У меня так же точно катастрофически не хватает времени на все мои задумки. Кроме того, что вы перечислили, я занимаюсь кучей вещей, о которых не сообщаю, но которые отнимают массу времени. Это тренинги и курсы разного рода (я всё ещё учусь, работаю над собой — мне интересно!); это активность в соцсетях и даже некоторая реклама (не все знают про мои книги и про мои уроки — надо рассказать!); это написание статей на разные темы; это выступления в школах и библиотеках; это хозяйство, дача (тоже на мне); это путешествия (потому что это мой ресурс); у меня сын-подросток… Но я знаю, что мне всё это нужно, поэтому делаю, делаю, делаю. Просто я много работаю и мало ною. Есть и другие такие же векторные люди, которые идут к своей цели, берут новые вершины.
Мне вот не всё удается так, как хочется. Диссертацию, например, я написала, а защитить не успела по техническим причинам. Но ничего, это не страшно. Может быть, издам её книжкой.
Сейчас должна одну свою книгу нарисовать и две повести дописать — не хватает времени. Я над ними работаю, но медленнее, чем хотелось бы.
Ещё затеяли мы делать детскую передачу «Страшно интересно! С Татьяной Рик» на интернет-канале «Читалкин».
Смешная страшилка «Подушка-десантник». Татьяна Рик. Читает автор
Сняли две программы, но пока не выпустили их в свет. Тоже по техническим причинам. Но надеюсь, что скоро дело сдвинется.
От некоторых проектов приходится отказываться. Так я вышла из совета по делам родителей с инвалидностью, воспитывающих несовершеннолетних детей. Вступала туда, надеясь пробить на государственном уровне структуру, которая помогала бы таким мамам, как я: которые в одиночку воспитывают ребёнка, будучи при этом на коляске. Это ужасно тяжело, и помочь порой совершенно некому. Даже в сад, в школу, в кружки, в поликлинику бывало некому отвести. Слава богу, сын теперь большой и сам справляется.
Так вот, я надеялась, что удастся создать структуру, помогающую таким мамам. Но когда я увидела, что всё бесполезно, я вышла из совета — мне это время нужно для других дел.
Я сама себя не считаю человеком с ограниченными возможностями. Я нормальная женщина, и у меня всё в порядке, только с ногами некоторые проблемы, поэтому перемещаюсь я на коляске. Так бывает, но это не край жизни. Я от этого не стала хуже, глупее, слабее, не перестала быть женщиной и нравиться мужчинам. Я люблю жизнь, мне интересно добиваться поставленных задач, вкусно и смачно жить, наполнять свою жизнь чувствами, впечатлениями, свершениями. Быть полезной людям.
В конкурсе красоты я участвовала в 45 лет, в МИТРО на телеведущую пошла учиться в 46,
в фотосессиях участвовала в 47, на подиум вышла в 48.
Ну это же классно! На отдыхе — дайвинг и парашют!
Круто!
В литературных конкурсах собрала несколько призовых мест.
Рада!
Так и живу.
– Каковы ваши источники вдохновения? Что или кто вселяет вам любовь к жизни и творчеству, уверенность в себе и в окружающем мире?
ТР — Внутри меня есть какой-то фонтан жизненной силы и энергии. Он бьёт и поддерживает меня на высоте, в тонусе. Не всегда было так, как сейчас. В юности я была очень ранимой, обидчивой, неуверенной в себе. Хотя и активность, и желание творить были и тогда, конечно. Я себя сделала такой, как сейчас. Я люблю жизнь, люблю людей, люблю цветы и солнце. Я влюблена в одного мужчину, очень достойного и прекрасного. И это тоже даёт мне крылья.
– Вы воспитываете сына. Сейчас ему – 14?
ТР — Тринадцать с половиной.
– Можете рассказать, — какой он? Чем он живёт, какие у него увлечения? Удалось ли ему уже определиться с призванием так же, как и вам когда-то в детстве?
ТР — Он интересуется историей, химией, психологией. Временами запоем читает. Он глубокий, мыслящий человек. Пока окончательно профессию не выбрал, конечно. Есть разные идеи. Пока думает стать юристом. Насколько ему удалось определиться с призванием, можно будет судить лет через 20. А пока он просто подросток. И он просто живёт. А я стараюсь не очень мешать.
— Напоследок посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь мамочкам. Тем, которые искренне мечтают сделать своего ребёнка по-настоящему счастливым. И счастливым не только любовью и заботой своих родителей, но и радостью выполнения именно своего предназначения в жизни, своего дела, того, чем хочется заниматься, не отрываясь.
ТР — Наверное, я вас разочарую. У меня нет рецептов счастья. Наверное, нужно уметь любить своего ребёнка. Просто любить. И всё. У меня не всегда это получается. Думаю, я не самая образцовая мать. А вот это всё — про предназначение, про радость от выполнения своего дела — это то, чего дети будут сами добиваться, когда вырастут. Надо понимать, что мы за них жизнь не проживём. Они сами выберут свой путь. Надо, видимо, не вторгаться постоянно в их существование, не допекать гиперопекой, не делать всё за них. Дать им возможность взрослеть. Это когда они становятся подростками. А пока маленькие — наполнить их мир игрой, фантазией, сказкой, придумкой. Ну и опять же — просто любить. Когда надо — поддерживать, когда надо — не мешать. И просто — быть рядом с ними. Просто — быть.
Вопросы Татьяне Рик задавала Ирина Рослова.