Довелось нам этим летом ехать в электричке. Тут-то мы и вспомнили много интересных игр на бумаге с ручкой.
Именно поэтому ездить в электричке нашей старшей дочке понравилось.
В этой связи, предлагаю сегодня вспомнить с вами старые добрые игры, в которые можно играть на обычном листочке. Чаще всего это – листок в клеточку.
Нынче люди скучать не привыкли…
Ведь у них есть так называемые гаджеты! И вот соберутся тёти и дяди, или девочки и мальчики по какому-нибудь поводу, сядут рядком и у каждого свой гаджет. И чего, спрашивается, собирались? Непонятно 🙂 .
А ведь если легким движением руки достать самый обыкновенный листочек и ручку, то тогда можно…
Ух, как замечательно и весело провести время! Замечательно это от слова заметить. Ну, в смысле, взять, вдруг заметить друг друга и поиграть.
Самое удачное место для таких игр, как уже говорилось — путешествия. Подойдут даже маленькие. Например, — на метро или электричке.
И не забудьте взять с собой что-нибудь жесткое! Например, книжку. Чтобы было куда листочек положить.
Итак. Игры. Здесь мы расскажем о наших любимых. Большинство из них я помню ещё с детства. Правила некоторых подглядывали в книжке «Лучшие настольные игры для детей и взрослых». Она у нас всегда с собой в путешествиях и о ней уже рассказывалось в статье про игры в слова.
Но в основном это всё-таки моё изложение именно наших правил игры. Поэтому они местами сильно отличаются от книжных.
Нам с семилетней Мариной больше всего нравится играть в виселицу и в морской бой. Потому о них расскажем самыми первыми.
А про крестики нолики рассказывать вообще не станем. Их ведь все знают. Правда?
Подготовка к игре
Каждый играющий загадывает слово и изображает это слово в виде прочерков. Один прочерк равен одной букве. Вот так.
Да! Если в игре участвует ребёнок, который с большой вероятностью может написать «мАлАко», рекомендую дать ему какую-нибудь книжку, которая есть под рукой, чтобы он выбирал слова из написанных там. Во избежание казусов, так сказать.
Ход игры
Вообще-то это игра для двоих. Но мы в неё играли и втроём.
Игроки по очереди называют сопернику букву. Если игроков больше двух, устанавливается очерёдность. Например, по часовой стрелке.
Итак. Первый игрок говорит второму:
– Буква «О»!
Если в слове, загаданном вторым игроком, буква «О» есть, то он ставит эту букву в положенное ей место, заменяя прочерк. Вот так:
И первый игрок ходит дальше.
Если же такой буквы в слове не оказалось, первый игрок записывает себе букву «О», дабы помнить, что этой буквы в отгаданном слове нет, а второй игрок рисует одну палочку в картинке виселица. Вот такой.
Каждая не отгаданная буква = палочка в картинке.
Мы с семейством приняли единогласное решение, что в виселицу нам играть не хочется. Как-никак компания у нас приятная и вешать нам никого не хочется, даже на бумаге. Потому мы заменили виселицу запуском в космос. Вот так:
Здесь ровно столько же палочек.
После того, как первый игрок не отгадал букву, ход переходит к следующему. И так далее.
Цель игры
Отгадать слово противника до того, как тебя отправили в космос (повесили).
Если в предыдущей игре листочек не обязательно должен быть в клеточку, то согласно правилам игры «Морской бой» клеточка всё же необходима. Впрочем, если нет клетчатой бумаги, не страшно! Можно нарисовать клеточки самим. Ведь понадобится не целый листок клеточек. А два поля 10х10 для каждого игрока.
Подготовка к игре
У каждого игрока свой листочек.
На листочке два поля. Вот такие:
Вертикали и горизонтали полей размечаем по шахматному принципу.
Сверху к клеткам подписываем буквы. Начинаем с «А» и далее по алфавиту.
Букву «Ё» обычно пропускают.
Ну а слева нумеруем горизонтали.
Одно такое поле понадобится для размещения своих кораблей. Другое – для отгадывания кораблей противника.
На своём поле игроки располагают свои корабли. Их должно быть:
Четырёхпалубный – один (четыре клеточки)
Трёхпалубный – два (три клеточки)
Двухпалубный – три (две клеточки)
Однопалубный – четыре (клеточка одна)
Корабли должны быть расположены так, чтобы между ними была как минимум одна пустая клеточка.
Например, вот так.
Всё готово?
Тогда к бою!
Ход игры
Игроки ходят по очереди, называя координату клеточки в которую они «стреляют». Например, наш противник говорит:
– А5!
Мы ищем на поле с нашими кораблями клеточку в пятой строке в столбике «А».
Ничего?
Значит отвечаем:
– Мимо!
И помечаем на всякий случай эту клетку точечкой. Мол, противник сюда уже ходил.
И противник делает также. Ему ведь нужно помнить, куда он «стрелял», а куда ещё нет.
После промаха ход переходит к другому игроку.
Если же противник «попал» в клеточку с кораблём, тогда: в случае, если корабль многопалубный мы говорим:
– Ранил!
И перечёркиваем одной косой чертой клеточку нашего раненого корабля.
Противник делает также и продолжает «стрелять» до первого промаха.
В случае, если противник «попал» в весь корабль, мы, смахивая скупую слезу, сообщаем:
– Убил!
Цель игры
Поразить все корабли противника первым.
Это моя любимая игра на бумаге!
Впрочем, не обязательно на бумаге. Аналоги этой игры есть даже в детских играх. Однажды я встретила такую игру в очень приятной детской игре типа «квест», скачав её для дочки Марины.
Цифры в этой игре были заменены персонажами мультфильма «Чебурашка». Игра при этом ничего не теряла, потому меня трудно было от неё отогнать 🙂
Итак. Быки и коровы.
Подготовка к игре
Каждый игрок загадывает оговоренную заранее последовательность цифр.
Например, загадываем четыре цифры. Да! Одно условие — цифры не должны повторяться.
Ход игры
Игроки по очереди высказывают предположения касательно загаданной противником последовательности.
Например.
Игрок 1 загадал 4567
А Игрок 2 – 3079
Первый игрок ходит.
– 5043! – говорит он.
А второй сравнивает гипотезу первого игрока со своей загаданной последовательностью.
Для этого он под своим загаданным числом подписывает число предположенное противником и сверяет все четыре позиции. Вот так:
Если противник назвал правильную цифру в правильной позиции, то это называется один бык.
А если цифра правильная, а стоит не на своём месте, то это называется одна корова.
Игрок 2 подсчитывает всех своих быков(1 бык — ноль) и коров (1 корова – это 3) и сообщает результат игроку 1:
– 1 бык, 1 корова!
Игрок 1 фиксирует:
5043 1б1к
А Игрок 2:
3079
5043 1б1к
Далее ходит игрок два.
Цель игры: отгадать последовательность цифр противника первым
Подготовка к игре
Необходим листок бумаги именно в клеточку. Рисуем футбольное поле такое, чтобы делилось пополам. Обозначаем середину поля. И ворота (6 клеток).
Берём цветные ручки (в прочем — не обязательно, нужны чтобы не запутаться в очерёдности ходов).
Разыгрываем первый ход.
Ход игры
Первый игрок ходит от середины поля линией (можно прямой, можно ломанной), состоящей из трёх отрезков. Это могут быть стороны клеточки или диагональ. Главное – отрезки должны быть последовательно соединены.
Следующий игрок от конечной точки линии совершает такой же ход в нужном ему направлении.
И так далее. Пересекать уже имеющиеся линии и границы поля нельзя.
Если игроку некуда ходить пробивается штрафной — прямая линия в шесть клеточек.
При этом, пересекать линии можно. Если штрафной закончился на уже существующей линии, или противнику снова некуда ходить – это ещё один штрафной.
Цель игры
Первым забить гол противнику. Да! Обязательно договоритесь заранее, что считается голом – когда линия дошла до ближайшей стороны клеточки ворот, или – до дальней.
Подготовка к игре
понадобится листочек в клетку и ручки. На листе рисуем квадратное или прямоугольное поле.
Ход игры
Первый игрок рисует в произвольном месте отрезок. Один ход равен одной стороне клетки.
Второй так же в произвольном месте рисует — свой.
Тут, замечу. Вообще-то игра называется «коридорчики». И судя по названию, наверное, второму игроку не мешало бы продолжать отрезок предыдущего игрока. Но почему-то в книге про это сказано не было. И мы играли так. Можно попробовать рисовать непрерывную линию. Возможно, так будет даже интересней. Экспериментируйте!
И так далее.
Когда какая-то из клеток оказывается окруженной отрезками со всех сторон, игрок, которому удалось запереть клетку, ставит в этой клетке свой значок – «крестик» или «нолик» и получает дополнительный ход. Ходит он до тех пор, пока есть возможность ставить новые «крестики» или нолики. В этой игре клетки занимаются по одной.
Когда всё поле исхожено (ну или игрокам надоело играть, пора выходить и тому подобное), подсчитывается количество ноликов и крестиков.
Цель игры
Побеждает игрок, чьих значков(крестиков или ноликов) оказалось больше.
Подготовка к игре
Очень похожа на «Коридорчики». На листе рисуем квадратное или прямоугольное поле.
Ход игры
Первый игрок также рисует в произвольном месте отрезок. Один ход равен одной стороне клетки.
И второй от любого конца уже имеющегося отрезка рисует следующий отрезок.
Нюансы такие: «запирать» можно сразу несколько клеток. После того, как игрок «запер» клетку, он не продолжает ходить — ход переходит к следующему игроку.
И — по правилам игры, ставим мы тут не крестики и нолики, а ставим мы тут первые буквы имён. Что, кстати, позволяет нам играть компанией.
В конце игры подсчитываем количество букв на поле.
Цель игры
Побеждает игрок, чьих значков(первых букв имён) оказалось больше.
На этом, пожалуй, всё.
Мы сегодня вам рассказали о самых наших любимых и интересных играх на бумаге. Надеюсь, это поможет вам скоротать время в пути или в ожидании весело и интересно!
Кстати, в пути можно поиграть ещё и в слова! Здесь вы можете почитать статью с самыми интересными играми в слова.
Да! Скоро будет статья с самыми интересными настольными играми для всей семьи и для двоих.
2 Comments
правила найти все корабли 2 игрока и недать проиграть самому себе 1 игроку
Да, думаю, можно и так сказать. Хотя, это, скорее — цель игры