Говорят, что с некоторыми случается такая штука, как «врождённая грамотность». Это, когда ты вот прямо с детства всеми фибрами своей души чувствуешь, как правильно написать слово «корова». Или «молоко». И даже, извиняюсь, – «индустриализация»!
Насколько правдив этот слух, – не знаю. На меня таких благ в детстве не снисходило. И, по всей видимости, на моих ближайших друзей и одноклассников – тоже. Ибо людей, одарённых феноменом врождённой грамотности, я встречала только уже будучи взрослой.
При этом, у них не было ни справки от врача с большой треугольной печатью, ни удостоверения, в которых было бы написано «врождённо грамотен».
Нет! Это они сами так о себе говорили «у меня врождённая грамотность». И тут ведь уже не проверишь – так ли это. Может быть, эти люди просто много учились и читали, а потом случайно об этом позабыли, или их врождённая ещё и скромность мешает признаться…
Впрочем, ладно. Что-то я не о том! Ведь сегодняшняя наша статья посвящена не тем, кто врождённо грамотен, а, скорей, наоборот.
Статья эта призвана на помощь тому, кто, сколько ни учит словарные слова, – всё насмарку! Повторяй, не повторяй всё равно
«
што нописанапиром нивырубежтапором».
Вот, как-то так.
Итак. К делу! Сегодня мы с вами научимся нехитрому, но очень эффективному методу запоминания словарных(и не только) слов.
Сейчас мы с вами очень быстро и весело запомним 10 слов. Начали!
Этот метод воспет нами давно и во всех ракурсах.
Этим методом можно запомнить всё. Главное – выработать в себе нужную привычку.
С помощью него мы учили английский, стихи, песни, буквы, цифры, а здесь вы найдёте общее описание концепции запоминания при помощи ассоциаций.
Впрочем, не обязательно всё там читать. Я вам и тут сейчас объясню всё за пару секунд:
чем ярче, чем нелепей ассоциация, тем качественней результат
В общем, – всё.
Да! Тем, кто сейчас скажет «Ага! Вот у меня 20 словарных слов и вот я буду для каждого что-то там придумывать! Вот ещё!» сразу хочу заметить:
Вспомните, по сколько раз вам приходится «писать на память» ваши словарные слова, и как обидно потом бывает от того, что это не помогло… Время, потраченное на ассоциацию, на самом деле – меньше. И это будет то время, что принесёт вам НУЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Хитрость тут небольшая.
Переходим к вырабатыванию привычки:
Какая у нас проблема с топором? Надеюсь, желающих написать «ТопАр»тут нет.
А вот «тАпор», очень даже случается у некоторых.
Придумываем ассоциацию. Чтобы она начиналась на «ТО» и «ТО» слышалось бы в ней без вариантов:
«Топор тОнет»
Топор тонет, тонет топор.
Представляем себе в красках, можем пооплакивать топор, можем, кстати, нарисовать:
Лучше запомнится!
Суть метода ясна, надеюсь? «тОнет» — проверочная ассоциация для «тОпор» ибо написать «Топор тАнет» вряд ли кто додумается.
Проблемная буква тут у нас «А». Придумываем ассоциацию:
«пАлец»
Как пальто связать с пальцем? Элементарно! Вот вам уже даже история (а история это, так на секундочку, — даже лучше!):
Сшила мама пальто. На заказ. В модном ателье. А оно налезло только на палец!
И рисуем (если хочется, конечно — у многих визуально закреплённый образ запоминается железобетонно)
И всё – пАльто у нас в кармане! Вы же «пОлец» не напишете. Так ведь?
Первая ассоциация, что пришла в голову:
«сахар»
Сапоги сахарные. Ого! Как так вышло?
Ну… Девочка одна очень любила сахар.. Всё у неё было сахарное. Сахарные бублики, сахарные леденцы. Но ей показалось мало и она засыпала сахаром свои сапоги. И получились сапоги сахарные.(Дальше можно развить тему — про то, как она везде прилипала, как мама ругалась, как мыши к ней приставали и кусали за сладкие сапоги…)
А девочку, кстати, звали ПОлли!
Или Поля, ежели по-нашенскому
И вот вторая буква в ПОле и есть — наша вторая буква в слове саПОги!
Да, забегая вперёд, замечу – вторую букву можно запомнить и вторым методом (закономерности). Попросту говоря, тут надо запомнить, что вторая гласная буква в «сапоги» не совпадает с первой. Асимметрия. Для этого можем продолжить историю так: девочка один свой сахарный сапог всё время лизала и он стал другого размера. Получились РАЗНЫЕ сапоги. Один сапог «А», а другой сапог «О». А «А» у нас где? В начале! Сапоги-то «САхарные».
Многие слова хорошо учить группой. Особенно те, что путаются друг с другом.
Вот, к примеру:
Вагон
и
Вокзал
Очень уж хочется порой кому-нибудь да написать «Вакзал» и «Вогон». Это факт.
Давайте, мы их подружим забористой ассоциацией! Такой, чтобы даже и рисовать не пришлось (хотя, если хочется, то – нужно!).
Итак.
Я рассказываю, а вы представляете (ярко, красочно, от всей души! ):
ВАгон. В нём едет ВАня!!! Такой самый натуральный русский народный ВАня. Он в русской рубахе, перед ним на столике стоит самовар, на нём сушки-баранки, ВАня играет на гармошке и поёт «Ой мороз, мороз». Представили? Запомнили? ПОНЯЛИ?! Именно! Всё это ВАня делает потому что он точно также, как и ВАгон начинается на «ВА».
Переходим к вокзалу.
ВОКзал. На нём стоит ВОлК. Он встречает Ваню. Курит папироску, плюёт на перрон. Он, кстати, планирует Ваню сожрать. Сразу же, при встрече.
И всё это происходит из-за того, что :
А) ВОлк, как и ВОкзал начинается на «ВО».
Б) К тому же – в слове «волК» также, как и в слове «воКзал» есть буква «К», а не «Г»! (тот, кому захочется написать «волГ», пожалуйста, напрягитесь немного и просклоняйте волка по падежам)
Метод закономерностей также прост. И его стоит применять тогда, когда закономерность написания того или иного слова налицо.
Например:
Чем похожи эти слова? Верно – все они обозначают стороны света.
Но это ещё не всё!!!
Во всех этих словах гласные симметричны!
И это всё, что вам надо запомнить – стороны света – симметричные!
Дальше, когда нам нужно вспомнить, как пишется «Запад», мы думаем так:
«Ага! Сторона света! Симметричная! Какую гласную мне слышно? ЗАААпад! А! Значит, – вторая такая же!»
«зАпАд»
«вОстОк»
«сЕвЕр»
Да! На всякий случай: Для того, чтобы узнать, как написать «запаД» или «запаТ», «юГ» или «юК» или вообще «юХ» просто скажите себе «Ветер сегодня дует с запаДа/юГа/востоКа» и всё наладится.
Смотрим на слово… Думаем.. На что похоже?!
…
А вы вообще-то знаете, откуда слово «Пожалуйста» взялось?!
А я вот вам сейчас расскажу!
Дело было так:
Одна очень жадная жадина пришла на праздник мороженого. Её спросили:
– Тебе сколько порций?!
А она подумала-подумала и говорит:
ПОрций пожалуй ста мне бы хватило!
«Пожалуй ста!»
Поразились все. И с тех пор, когда что-то просили всегда на всякий случай прибавляли:
«Пожалуй ста!». Мало ли. Вдруг повезёт и сто пОрций достанется. Со временем «Пожалуй ста» стали говорить быстро. Так и получилось одно слово «Пожалуйста». А поскольку историю этого слова забыли, решили, что это такое специально вежливое слово.
p.s. Эта история вымышленная. Я её только что придумала. Специально для вас. И, что «пожалуй» выделяется запятыми, — знаю-знаю.
На этом, пожалуй, всё. Надеюсь, теперь вы сможете гордиться своим правописанием, а процесс запоминания слов русского языка с сегодняшнего дня для вас будет сплошным праздником!
Да! Чуть не забыла! Если вы затрудняетесь придумать ассоциацию к какому-то слову – пишите прямо здесь в комментарии – придумаем вместе!