Как научить ребёнка запоминать? Стихи, тексты, слова, буквы, — что угодно. Наш метод запоминания прост и эффективен – запоминание ассоциации. Мы со старшей дочкой Маришкой используем такие приёмы запоминания вот уже несколько лет. С ними запоминаем всё, что понадобилось, без особых хлопот, весело и, главное – надолго.
Да очень просто! Дети они такие – зубрить не любят. Это не для них!
Зато – легко могут запомнить что-то для них интересное. То, что они почувствовали, понюхали, попробовали, увидели или же – хорошенько себе представили. Итого, — необходимо всего лишь придумать к запоминаемому скучному объекту весёлую ассоциацию. И — дело в шляпе!
Что всё это значит? Ну, например: захотелось вам, чтобы ребёнок выучил букву «Ж». Какой-то ребёнок её и сразу запомнит (наверное, просто сам себе представит что-то такое, что поможет ему запомнить, умница!). А кто-то никак не может запомнить букву «Ж». Хоть плачь! Максимум запомнит, что там много палочек.
В этом случае вовсе незачем убиваться по поводу способностей ребёнка! В крайнем случае, можно сделать вывод, что самостоятельно придумать ассоциацию к букве «Ж» у ребёнка не выходит. Значит – нужно помочь! Например, так:
Правда, буква «Ж» похожа на жука? И добавляем стишок:
Жук жужжал «Не знаю как,
Посчитать мне сколько лап.
Помогите, ж-ж-е, уж-ж-е!»
Получилась буква «Же»!
Так мы и выучили алфавит. Ибо самостоятельное запоминание символьной информации Маришке не давалось. Подробнее о нашей азбуке маленьких поэтов читайте здесь — в отдельной статье.
Как быть, если вам или вашему ребёнку срочно необходимо выучить совершенно немыслимый стих и по своему содержанию, и что, самое страшное – объёму? Можно, конечно, пытаться долго и нервно зубрить…
Можно, но это не наши методы!
Итак. Как мы учим стихи. Проще некуда! Мы их рисуем!
И рисуем так, чтобы вся последовательность слов запомнилась в правильном порядке.
Вот, например, так мы готовились к поздравлению нашей бабушки:
Тут зарисовано начало стиха. Строки пронумерованы. Первые две строчки звучат так:
1) Мы тебе открыть решили тайну
2) В это день и в этот миг и час
Давайте рассмотрим поподробней.
В данном случае у нас степень детализации – слово. Т.е. каждому слову у нас соответствует картинка. Итак:
«Мы» — ну тут два обнимающихся человека. Мы.
«Тебе» — указываем на кого-то. Этот кто-то – тебе. Тут важен такой момент. Стишок может быть длинный. Слов типа «тебе», «Мне», «Мы», «Вам» может встретиться много. Тут главное определить заранее все такие слова и каждому из них – личную картинку. И, если, например, слово «Мы» встречается в запоминаемом тексте много раз, — много раз рисуем одних и тех же обнимающихся человечков.
Далее – «Открыть». Коробочка открывается…
«Решили» — тут мы решили пример.
Ну и, собственно, так далее. Рисуйте что угодно, весело, да так чтобы запомнилось хорошо.
Степень детализации может быть разная. Как-то раз приспичило Маришке выучить свой любимый стишок «Мой щенок».
Было это давно-о-о-о. Но вот, завалялся у меня листочек с нашей шпаргалкой.
Это он и есть , — самый что ни на есть рабочий вариант. Криво, косо, на скорую руку, синей ручкой. Не смотря на это, – работает!
Разберём, например, самую нижнюю строку. На ней хоть примерно можно понять, — что нарисовано 🙂 .
Степень детализации тут у нас – фраза. Смысловой кусочек строки. Местами – рисовали всю строку целиком, где-то, — только часть.
Итак.
Вот такую бумажку и надо ребёнку, чтобы стих был выучен. Красиво и разноцветно — здорово, но необязательно. По желанию, так сказать.
Помнится, Марине было ровно четыре года и ей в театральной студии, которую она на тот момент посещала, задали выучить к праздничному концерту стих. Когда я его увидела, поначалу, – очень удивилась! Стих абсолютно не соответствовал возрасту. Ни по содержанию, ни по длине.
А потом решила, что большой стих — это большая честь для нас! Мы взяли ручку и листочек и, пожалуйста! Вот он. Тот самый стих :). Марина блистала!
Также мою статью о нашей методике запоминания стихов можно прочесть здесь на замечательном детском блоге BabyDayTime.
Как вы догадываетесь, — также точно можно запоминать и тексты.
И, кстати! Вовсе не обязательно рисовать на бумажке! Можно, например, расставить какие-то предметы в определённой последовательности и проассоциировать каждый предмет с определённой частью текста.
Или – ассоциировать с уже имеющимися предметами. Например, — с тем, что стоит в комнате.
Это не мы придумали! Примерно так делал ещё Цицерон. Потому метод запоминания больших объёмов информации посредством ассоциации называется методом Цицерона.
Тут помимо рисунков мы, как и в азбуке маленького поэта добавили ещё и стихи. Рифма обязательно с объектом изучения. Получается просто замечательно! Марине, как правило, достаточно одного-двух знакомств с карточкой, чтобы запомнить. Тут мы запоминаем английские цвета. А здесь – английские слова.
Случилось это давно. На Московском тренинге автора одного весьма необычного и необычайно эффективного курса YES Сергея Смирнова. Тренинг тот был не про английский. А про память. И запоминание.
Так вот. В начале тренинга была такая довольно известная игра, как представление. Если не ошибаюсь, участников было 54 человека. И вот все встали в круг и по очереди представлялись. Каждый следующий участник говорил не только своё имя, но и всех предыдущих. Догадываетесь, кому было труднее всего?
Так вот. После представления Сергей поинтересовался, не хочет ли кто-то сейчас назвать имена всех участников. И тут к моему огромному удивлению и, как мне показалось, к удивлению Сергея…
Вышла я и всех назвала! Заминка произошла только с одним абсолютно нерусским именем. Я перепутала порядок букв. Что интересно — до этого момента я была абсолютно уверена в том, что страдаю популярной болезнью «плохая память на имена».
Что же произошло?
Первое – я тогда поставила перед собой цель имена запомнить. Это ОЧЕНЬ важный момент. Как правило, если ты не запомнил имя, ты просто не озадачился тем, чтобы его запомнить.
И пункт два – я воспользовалась его же, Сергея, методом ассоциаций. Когда человек называл своё имя я быстренько вспоминала знакомого или родственника с таким именем. И вот, теперь, глядя на этих людей в голове моей всплывал образ родственничка а с ним и имя. Вуа-ля!
Ну а заковыристое имя. С ним ничего не поделаешь. Родственников нет, так что – придумываем ассоциацию на вольную тему. Только так, чтобы порядок букв остался в порядке 🙂 .
Это, пожалуй, всё, что я хотела рассказать о том, как научить ребёнка запоминать. Надеюсь, наш метод запоминания, секрет которого, — запоминание ассоциации, поможет и вам! Такие приёмы запоминания сделают обучение вашего ребёнка весёлым и интересным!
Удачи! И спасибо, что читаете!
Внизу можно оставить комментарий, поделиться с друзьями, поставить лайк и подписаться на новости.
Будем рады узнать о ваших успехах!