Бывают детки, которые запоминают весь алфавит в два годика.
А бывает такое, что и в пять кому-то это дело не даётся.
Думаете, одни детки умнее, а другие глупее? Вовсе нет!
Секрет прост – они видят буквы по-разному. Для первых – каждая буква такой… Отдельный объект, существо, если хотите. Что-то очень отличающееся от других.
А для детишек второй группы, той, что никак не запомнит, все буквы на одно лицо – красивые закорючки. Как узоры на окне. Пробовали когда-нибудь запомнить узоры на окне?
То-то же!
Вот для этих детишек и предназначена наша «Азбука маленьких поэтов». Ведь она рассказывает ребёнку историю о том, какая у буквы форма и почему. И создаёт в головушке малыша ассоциацию. И тут уже совсем другое дело получается.
Содержание статьи
- Буква Ё
- Это сладкое слово «мёд»
- Буква Ш
- Игра в связи
- Буква Н
- Это – табуретка
- Буква Р
- Ура! Столько имён
- Буква Л (эЛь)
- Буква эЛь или эЛ? Как правильно?
- Буква Л (эЛ)
- Буква Ъ, Ь, Ы
- Буква Я
- Буква К
- Имя, яма, Луня, Коля, продолжаем упражняться
- Буква В
- Буква Т
- Мы начали читать! Ура! А как же маленькие буквы?
- Буква С
- Кто начинается с такой буквы? Новые волшебные превращения
Напомню вам, что в этой статье вы найдёте описание методики и того, как работать с азбукой.
А здесь – список всех букв в алфавитном порядке.
Вскоре, когда мы с Машей доучим все буквы, будет готова и книга. Она будет более удобна и в ней информация будет упорядочена. Здесь же я делюсь с вами нашими буквами в том порядке, в котором мы их изучаем, дополняя своими «путевыми» заметками, играми и советами.
Ёж король корону снял,
Пару яблок потерял.
– Где теперь добро моё?!
Так и вышла буква «Ё».
Просто так учиться не интересно. Нужно обязательно понимать, зачем.
Вот мы и учили букву «Ё» не просто так, а чтобы написать вкусное и сладкое слово «МЁД».
И тут уже совсем другое настроение, когда понимаешь, что всё это не просто так, а для мёда 🙂 . Понимаете?
Ой! Совсем забыла! Надо же пояснить, что за история с ежом.
Если вдруг не поняли – жёлтый предмет в форме буквы Е под троном, это та самая корона, которую ёж-король снял, ну а потом и потерял вместе с яблоками.
Из всего этого утерянного добра буква ё у нас и сложилась.
Шоколад нашла шиншилла,
Два кусочка откусила,
Стало сладкою душа!
Так и вышла буква «Ша»!
Стоит ли объяснять, что букву Ш мы изучили для того, чтобы наконец написать слово «Маша».
Нет, мы его, конечно же, и раньше писали. Но только списывали с листочка. Без мыслей о буквах, скажем так.
Да. Про шиншиллу – ну не знаю я, как её нарисовать )).
Про шоколад: Маша сказала, что шоколад бело-чёрный. Ну что ж. Почему бы и нет.
Здесь же ещё хочу рассказать о нашей новой игре. В связи.
По-прежнему вижу, что сложить буквы в слова для Маши трудно.
При этом, также замечаю, что по большей части из-за психо-барьера. Не хочет она поверить в то, что умеет так делать.
Потому придумали игру.
Я даю ей задание.
Беру листочек и слева в столбик пишу разные слова. С Машей их конечно, обсуждаю, если нужно – подсказываю по ходу дела.
Например:
Мама, Маша,
Дом,
Папа, Баба, Деда
И т.п.
И говорю:
– Маша, нарисуй все эти слова на листочке и соедини слово и рисунок!
На удивление – постепенно выясняется, что вообще-то Маша догадывается, что это за слова тут написаны.
Ножка ножке говорит:
– Что-то голова болит!
Крышку спустим до колен?
Так и вышла буква «эН»!
Да-да! Это – табуретка.
Но она не на «Н». Да и история не о ней, а о ножках.
– Почему только две ножки?! – спросите вы.
Вот и Маша так спросила поначалу.
А потом сама себе ответила:
– Во-первых, – потому что из четырёх ножек буквы эН не получится. А во-вторых – бывают вообще-то табуретки на двух ножках! Я их на даче у дедушки видела!
Речка вправо потечёт,
И ещё раз повернёт…
От таких чудных манер
Получилась буква «эР»!
Теперь мы можем написать Марина! А это ведь – старшая сестрёнка!
Заодно оказалось, что можно ещё и Ира (это я) и Нина(это бабушка).
В планах у Маши написать имя Луня. (Это кот).
Продолжаем играть в связи.
Лодку к лодке привязали
И по речке запускали.
Налетели вдруг на мель,
Так и вышла буква «эЛь»!
Дошли мы до буквы «Л», и возникла у нас заминка.
В старой версии азбуки эта буква у нас была с этим вот стишком про лодки и названием «эЛь».
Но взявшись за эту букву заново, спустя пять лет, мы обнаружили, что сейчас многие её называют «эЛ». Учителя в школах, например, чаще так дают. Потому мы добавили ещё один стишок. Про «эЛ».
Вы учите, какой вам больше понравится, а вот Маша решила оба выучить. Чтобы на все случаи жизни.
Лук вдруг выпрыгнул из грядки
И нарушил все порядки!
На две ножки встать сумел,
Так и вышла буква «эЛ»!
Эта группу учить надо, будучи уже знакомым с буквой «Р». И обязательно вместе. Потому что тут у нас целая история в три серии!
Буква «эР» в кино бежала,
Вдруг споткнулась и упала!
Кувыркнулась, в бок башмак,
Так и вышел твёрдый знак!
Особое внимание ребёнка обратите на камень! Наш герой споткнулся о камень! Он ТВЁРДЫЙ! И знак из-за этого вышел твёрдым!
Мимо белочка бежала,
И башмак тот увидала!
Забрала чудной башмак,
Получился мягкий знак!
А теперь всё внимание на белочку! Она – МЯГКАЯ! Именно поэтому знак получился мягкий!
Подошёл к нему червяк,
Встал на цыпочки чудак:
– Разве нету головы?!
Так и вышла буква «Ы»!
Напоминаю: читать и учить три эти буквы надо вместе. Это у нас – третья часть одной истории.
Небольшие пояснения: «Подошёл к нему червяк»(с) — червяк подошёл к мягкому знаку. Вытянулся наверх и стал искать голову. А голова-то – внизу! Вот он и удивился:
– Разве нету головы?! – говорит.
Почему-то Маше очень захотелось выучить сегодня именно эти буквы.
Зато мы теперь можем писать «МЫШЬ» и делать волшебные превращения: ДЕНЬ-ПЕНЬ-ЛЕНЬ. Скоро до «тени» доберёмся
Якорь Яша был упрямым
Ногу стал он ставить прямо.
– Встань ровней, нога моя!
Получилась буква «Я»!
Карандаш взял котик лапой
И полоску нацарапал,
Две коротеньких слегка,
Получилась буква «Ка»!
Мы уже умеем писать много слов! Вернее, это громко сказано – писать.
Правильно будет сказать: «мы уже знаем много букв, из которых можно составить ещё больше слов».
Потому что написать что-то и прочитать самостоятельно у Маши получается по-прежнему с трудом.
Мы по этому поводу не напрягаемся, а продолжаем играть в игру «Связи»:
Пишу Маше «задание» а столбик и отхожу.
Например:
Дядя Миша
Луня (кота нашего так зовут)
Мёд
Мама
Баба
Нина
Коля
Марина
Лёд
Мел
Ира
Яма
И тому подобное. Задача Маши прочитать и нарисовать картинки. Соединить картинку и слово линией.
Она многое сама читает. Пока не «включается» у неё мысль о том, что она «не знает». Тогда приходится помогать – произношу по очереди звуки слова. Маша тотчас же в слова их собирает.
Волк гимнастом стать решил,
Лапу он дугой скрутил,
А другую к голове!,
Получилась буква «Вэ»!
Тигр из цирка очень ловкий,
Может он без тренировки
На своём стоять хвосте
Как большая буква «Те»!
Вот и дала результаты наша игра «Связи»! Если раньше у Маши предложения попробовать почитать что-то в книжке вызывало панику, то вчера она взяла букварь и читала там всё, что состоит из известных ей букв.
Читала и радовалась. Сегодня она первым делом взялась за букварь и с ним не расстаётся.
Что ещё меня очень порадовало, так это вопрос маленьких букв.
Маша открывает страницу с известной ей буквой, смотрит, как выглядит маленькая и запоминает! Чу-де-са! Находит дальше слова с этой буквой и читает себе.
Видимо это вопрос тренировки, привычки…
Одним словом – мы попали на новую волну!
А Маше не терпится доучить остальные буквы.
Солнце в небе так сияло,
Что кусочек потеряло!
Закатился он за лес,
Так и вышла буква «эС»!
Ещё одна очень хорошая традиция появилась у нас со временем (когда у Маши стало получаться) – изучили букву и сидим придумываем вместе слова на эту букву.
– Сон!
– Слон!
– Совушка!
– Свитер!
– Сосалка! (конфетка такая J )
– Сыр!
– Соль!
У нас сегодня вот какое длинное волшебное превращение вышло. Букв-то мы знаем уже много:
СОН
СОМ
СОР
СОК
ТОК
БОК
БОМ
ДОМ
На сегодня это всё.
Ждите скорейшего продолжения. Кстати, букв нам осталось совсем немного!
Это обновление статьи! В нём я хочу вас порадовать тем, что
Во-первых: у этой статьи давно есть продолжение на сайте. Вот оно.
А во-вторых : У нас теперь есть готовая «Азбука маленьких поэтов»! С раскрасками-буквами, с возможностью распечатать азбуку в цвете и со всеми доработками, мыслями и советами, которые пришли к нам во время нашего с Машей обучения.